search
menu
person

Ревю 9: Moon Far Away — Athanor Eurasia

Три дня назад, 28-го июня 2019-го года, вышел новый, шестой, полноформатный альбом Athanor Eurasia (Плавильная Печь Евразии) архангелогородцев Moon Far Away (Луна Далеко) на немецком неофолковом лейбле Auerbach Tonträger (AB 097), который входит в группу Prophecy Productions. Есть несколько версий релиза - винил чёрный и прозрачный, компакт-диск с 10-ю треками и двойник с буклетом и с 17-ю треками, и две цифровые версии на Bandcamp - обычная ($6.99) и Luxus ($11.99). Полная версия звучит почти полтора часа - 1:22:42 и работа выглядит как утёс посреди музыкального безобразия.

Саунд альбома совершенно акустический, но совсем не скучный как иногда быает. Здесь много сэмплов, записанных на диктофон, например прямо во вступлении звучит настоящая мельница. Инструменты использованы в большом количестве и даже редкие, как словацкая фуяра. В результате получился невероятно вкуснейший современный актуальный музыкальный продукт.

Пение варьируется от совершенно аутентичных русских песен (Напади, роса; Поля вы, поля; Любила меня мать, обожала) до эталонного англоязычного европейского неофолка (The Blank Flag Of The Europe, Rose In Hell). Участие в записи Тони Уэйкфорда (Tony Wakeford) из Sol Invictus как знак качества.

А остальные подробности можно почерпнуть из фрагмента свежего интервью Сount Ash'a:

    — При первом взгляде на трек-лист кажется, что альбом очень разноплановый: есть русско- и англоязычные песни, есть основанные на фольклоре, есть авторские.

    — Это объясняется тем, что песни сочинялись в разное время. Самой старой вещи на альбоме — The Blueberry Song — 18 лет, впервые мы играли на концерте в 2001 году, когда впервые выехали за пределы родного города — в Калининград. Всего на альбоме три англоязычных песни, все они были сочинены в тот период , в начале нулевых. Мы играли их концертах просто под гитару на «бисах», но никогда не записывали.
    Половина альбома основана на фольклорном материале, песнях двух бабушек, которых мы записывали, — Александры Кокориной и Марии Порошиной. Последней, к сожалению, уже нет в живых. Изначально в альбом входило 12 треков, но мы сократили его до десяти песен. Две перенесли: одну — на добавочный диск с бонус-треками, для специального варианта издания, другую — в следующий альбом. Получилась странная смесь: англоязычных песен очень традиционного неофолкового содержания, русского фольклора, который записан с тем же традиционным неофолковым звуком, но меняет его изнутри посредством мелодики, и пары авторских вещей. Одна из них русскоязычная — «Интерсимволизм».
    У начальной темы — «Песни водяной мельницы» — очень интересная история. Она записана на этнографическом материале: в её основу легла запись работы Гужовской водяной мельницы в каргопольском секторе Кенозерского национального парка, который я записывал на обычный диктофон. Когда мельница работает, сначала слышишь шум воды, потом начинают вращаться колёса, затем начинают бить била. Когда мы это записали, то поняли, что там очень интересный ритм — практически джазовый. В него очень сложно попасть, но ритм там есть. Он какие-то круги наворачивает. Для записи этой песни мы привлекли чудесного музыканта — барабанщика обожаемой мною джаз-группы «Архангельск» Олега Юданова.
    Мы записали с ним три вещи, одна, правда, войдёт уже в следующий альбом. Частично она по звуку не подошла — там есть электронные инструменты. А здесь мы сосредоточились больше на эпосе, на больших серьёзных формах, та же была достаточно весёлой. Хотя тоже народная — из Вологодской губернии.

    — Какова концепция альбома? Что значит — Athanor Eurasia?

    — Альбом объединён больше звуком, нежели текстовой составляющей: с одной стороны, северный фольклор, с другой стороны — типичный европоориентированный неофолк. Мы объединили их и свели в единую традицию. Собственно, Атанор в названии альбома — это плавильная печь у средневековых алхимиков, в котором они сплавляли разнородные вещества, чтобы получить так называемого золотого льва — тот самый философский камень, сверхвещество, самую суть материального мира. А словом Eurasia мы говорим о единой фольклорной Традиции огромной части света. Россия и Европа не так уж сильно разделены. Они были разделены исторически по религиозным и политическим соображениям, но в плане культуры, глубинно, во многом оставались едины.
    Мы хотели записать альбом, который поставит точку в истории традиционного неофолка. На мой взгляд, Athanor Eurasia — это неофолк, который пришёл к своему логическому концу. Мы слили в нём две культуры и поставили точку. Но, при этом, возможно задали новое направление трансформации жанра. Вообще группы, которые причисляют себя к неофолку, поют, как правило, авторские вещи, так что использование фольклорного материала, тем более записанного в экспедициях по Русскому Северу нами самими, несколько лет назад, — это своего рода новаторство с нашей стороны. Конечно, мы не преследуем каких-то глобальных целей — закрыть какой-то стиль, это просто творческая идея, арт-жест, выраженный в рамках одного альбома. В принципе, у музыкальных стилей есть своё время жизни. Они рождаются и умирают. Наступает такой момент, когда никаких внутренних открытий больше не происходит, только повторения. Возможно, неофолк пришёл к такому финалу, и мы попробовали в нём такую квазиточку поставить.
    Для меня главное, что мы фольклорное наследие Архангельской области вытянули на мировой уровень. Лейбл Prophecy Production существует уже примерно столько же, сколько и Moon Far Away, и мы стали первой русской группой за всё это время. Для меня важно, что мы наших любимых бабушек туда привели.

    — Как же вам удалось посотрудничать с этим германским лейблом?

    — Прежде всего, я сам этого хотел. Многие мои любимые музыканты сотрудничали с Prophecy: музыка, которую я слушаю, издавалась там многие годы. Кроме того, лейбл должен подходить альбому по своей стилистике, своей истории, своему мифу. И Prophecy — мировая величина, один из крупнейших лейблов в неофолк-сегменте. И я им написал, послал им демо. И человек, с которым я вёл переписку, написал: «Чудо, что я не знал о тебе. Мои друзья и на концертах твоих бывали, и на фестивалях тебя слушали». В итоге у нас всё получилось.Кстати, они сейчас выпускают и собственно новый альбом, и коллекционное переиздание состоящее из пяти старых, собранных в такую книжку с кучей старых, ранее неопубликованных, фотографий. По сути, получится фотоальбом с компактами.

    — Подписчики ваших групп в соцсетях уже порой начали недоумевать: дескать, вы посвящаете свои песни фольклорному наследию Русского Севера, но альбом назвали по-английски…

    — У нас даже название группы на английском, и мы его никогда не поменяем. Оно красивое, благословенное. Дело в том, что мы изначально претендовали на широкую мировую аудиторию. И мы горды тем, что через нас она узнаёт о Русском Севере. И для нас выбор между маленькой гордыней: «Мы русские, так давайте и альбом по-русски назовём!», — и большой гордостью за то, как в итоге широко зазвучит наша культура, очевиден.

    — Кроме водяной мельницы вы использовали в записи какие-то необычные инструменты?

    — Много акустических инструментов — у меня дома достаточно большая коллекция. Например, словацкая фуяра. На нём уже играет очень мало людей, к сожалению, но он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я не знаю, есть ли в нём ещё какие-то музыкальные инструменты. Он похож на русскую калюку: принцип звукоизвлечения у него, как у обертональной флейты. Только она более длинная, на ней несколько иные приёмы игры. Ещё использовали гусли, кучу разных флейт, рубаб — тибетский струнный инструмент, из подаренных мне — с головой дракона и кожей змеи на раме.
    В записи альбома принял участие звезда английского неофолка Тони Уэйкфорд. Что удивительно и приятно, недавно он написал, что с удовольствием сыграл бы с нами на Вроцлавском индустриальном фестивале. Участница его группы Sol Invictus Кэролайн сыграла на дульцимере — это такие гусли, на которых играют палочками, или пианино без клавиш. Какие-то инструменты мы сами делали. Например, нойз-гусли — в «теле» настоящих народных, но бесструнных гуслей аналоговый синтезатор, который играет от прикосновения. Была просто пластиковая бутылка с чёрным песком острова Санторини вулканического происхождения, который очень интересно шумел. Звучат на альбоме полевые записи, сделанные в экспедициях: они очень некачественные, просто где-то вдалеке бабушки поют, но это придаёт шарма — это звучит словно законсервированное время, замороженные воспоминания о конкретном дне жизни. Да, звук работающего принтера использован в одной песне. Причём он даёт вполне определённую ноту «ля».

С этим альбомом Moon Far Away становятся самой интересной отечественной группой, оставив рязанцев Majdanek Waltz немного в стороне с Кладовой крысиного короля.

 

 

Category: Band / album review | Added by: RuM (25.11.2020)
Views: 48 | Tags: neofolk | Rating: 4.0/1
Total comments: 0
avatar