search
menu
person

Book 10: Chris Welch - Led Zeppelin: The Stories Behind The Songs. Led Zeppelin I '69

 

Из книги Криса Уэлша Led Zeppelin: История за каждой песней (Chris Welch - Led Zeppelin: The Stories Behind The Songs).

 

 

Первопресс Atlantic 588171 28.03.1969 - от €1,429.55 на Discogs

 

"Запись дебютного альбома проходила в октябре 1968 года в студии «Олимпик», в квартале Барнс Западного Лондона. В этой студии работали многие группы, от Rolling Stones до Nice.

 

 

Звукоинженер Глин Джонс вспоминает, что альбом полностью записали за 9 дней, причем реально группа находилась в студии 30 часов чистого времени.

 

Потратили на это всего 1 782 фунта. Но вообще не стоит преувеличивать легендарную спонтанность цеппелинов: до того группа уже репетировала и выступала. «Здорово было делать эту пластинку», – говорит Глин Джонс.

 

Пейдж более конкретен в деталях: «Когда мы начали записывать альбом, группа существовала всего две с половиной недели! Мы порепетировали только 15 часов перед концертами в Скандинавии, а потом сразу записали альбом. Почти без наложений и перезаписи. Мы сознательно нацелились на то, чтобы на пленке звучать так же, как на концерте».

 

На этом альбоме доминируют идеи, соло и звуковые эффекты Пейджа. Как он сам говорит: «Разумеется, кто-то же должен был взять на себя роль лидера. Но все были вдохновлены. Каждый – звезда. Никакого слабого звена. Все сильные».

 

Он придумал звуки, до того не существовавшие, и этот саунд навсегда вошел в язык рок-музыки. «Я очень хорошо представлял себе, что хочу сделать на этом альбоме. В частности, такие контрасты, которых, как мне казалось, ни у кого не было. Мне хотелось создавать эмбиентный, атмосферный звук, я хотел записывать эхо и прокручивать его в обратном направлении – я такое делал на одном из треков Yardbirds, то есть знал, что это сработает. Еще я хотел побольше тьмы и света, то есть чтобы было такое драматичное напряжение. Понимаю, что почти весь альбом – мой материал и аранжировки, но ведь у нас совсем не было времени, чтобы обменяться идеями. Первый альбом – это на самом деле смесь блюза, рока и акустики».

 

В каждом треке был свой смысл и цель. Но вместе они образовали «программный» альбом. Led Zeppelin – не просто набор песен, а полноценный эксперимент от и до.

 

Good Times, Bad Times

Авторы: Бонэм/Джонс/Пейдж 2:47


Как стучащий по столу кулак, требующий внимания аудитории, гитарные аккорды Пейджа сразу дают почувствовать цеппелиновскую магию. Все, что делает группу такой особенной, – уже в них. Взаимодействие гитары с вокалом, «брейки» для динамичного напряжения и агрессивный грохот барабанов.

 

За гитарными аккордами Бонэм наращивает напряжение: сперва легкие удары по закрытому хай-хэту, потом – по ковбеллу, а когда Плант начинает петь, взрывается малый барабан.

 

«In the days of my youth I was told what it was to be a man! («В юности мне объяснили, что такое быть мужчиной!») – завывает Плант. – Времена хорошие, времена плохие». Затем секундная напряженная пауза – и как пулеметная очередь выстреливает соло Пейджа. Бонэм с неслыханной ловкостью танцует правой ногой на педали бочки. Игривый бас Джонса придерживает Планта от кульминации: «I don't care what the neighbours say, I'm gonna love you each and every day» («Плевать, что соседи скажут: буду тебя любить каждый день»).

 

Хотя у песни как будто нет внятного финала, но припев вышел настолько привязчивым, что Good Times, Bod Times выпустили синглом. Питер Грант, правда, всегда был против синглов, полагая, что они снижают продажи альбомов. Такая политика менеджера часто смущала и ошеломляла звукозаписывающие компании.

 

В этой песне Пейдж играл на «Фендере Телекастере», включенной в «динамик Лесли», в который обычно включают орган «Хаммонда». Это и дало столь своеобразный звуковой эффект. В остальной части песни Пейдж играет через крошечный усилитель с двенадцатидюймовым динамиком, который искажает ту нереальную мощь, с которой гитарист, по-видимому, «рубил» на сессиях. Песню исполняли на ранних концертах, но потом удалили из попурри 1970 года, построенного на Communication Breakdown.

 


Babe I'm Gonna Leave You

Авторы: Беннт/Бредон/Дарлинг 6:40


Летом 1968 года Плант впервые пришел в гости к Пейджу, в его дом на Темзе. Чтобы понять, в чем их вкусы совпадают, они стали ставить друг другу альбомы своих любимых артистов, от Элвиса Пресли до Мадди Уотерса и Джоан Баэз.

 

Babe I'm Gonna Leave You – песня из альбома Джоан Баэз. Трек очень понравился Пейджу, который сильно интересовался всеми фольклорными формами. Пейдж уже играл эту песню, когда был сессионным музыкантом, с Мирианной Фейтфул. Эта песня – одна из первых, на которую он предложил Планту сделать кавер-версию.

 

Аранжировка Пейджа превратила песню в мощный номер. В дальнейшем соединение акустики с электричеством стало изюминкой группы. Результат, конечно, крайне далек от хеви-метала. Прекрасное, мастерское исполнение, меняющееся настроение и интригующие эффекты.

 

Простой гитарный заход, и «Милая, я брошу тебя» («Baby, baby, I'm gonna leave you») – сдержанным голосом, а потом вдруг – зло, угрожающе. И группа ревет, прямо как в описанной в песне ситуации. Примечательна здесь смесь бешеной энергии и полнейшего контроля.

 

Когда Плант «прощается» тихим голосом, закрадывается крамольная мысль: здесь задана такая планка изощренности, которой в рок-музыке мало кто соответствует.

 

«Весьма драматично», – говорит Пейдж, до сих пор крайне довольный своей аранжировкой.

 

Цеппелины, кстати, были уверены, что это народная песня; ее также записала американская группа Quicksilver Messenger Service. Однако вскоре выяснилось, что у песни есть автор, и это Энн Бредон, фолк-певица 60-х. Ее имя указали на компиляции Remasters.

 


You Shook Me

Авторы: Диксон/Ланор 6:30


Эту песню авторства блюзмена Вилли Диксона записывал Мадди Уотерс. Также Джефф Бек на сольном альбоме 1969 года Truth. Посему из «лагеря Бека» раздались возмущенные возгласы, когда песня стала хитом именно в исполнении Led Zeppelin. На концертах это был блокбастер, Плант отдавал всего себя. Так что споры о том, кто что сделал первым, не должны мешать признавать реальные успехи.

 

В Британии блюз был общим местом – все группы вроде Blues Breakers Джона Мейолла, Fleetwood Mac и Stan Webb's Chicken Shack пытались воспроизвести оригинальный черный блюз, но, скажем честно, результат недотягивал. А то, насколько блестяще это сделали Led Zeppelin, оставило всех соревнующихся далеко позади.

 

Этот трек – настоящий блюз, медленный и грязный. Губная гармошка Планта просто выливает его эмоции. Голос и слайд-гитара сливаются в сексуальном глиссандо. Также слышен смех: то есть в студии все отлично проводили время и были крайне собою довольны.

 

Джон Пол Джонс продублировал свои партии: электрическое пианино и орган. Получилось, по словам Йена Дьюри, «очень по-фанковски». Протяжное соло на губной гармошке прерывается ураганом альтовых барабанов, а потом Пейдж заряжает соло с захватывающим дух брейком. Это один из самых знаменитых моментов в цеппелиновском наследии.

 

Другой примечательный пассаж в духе «оклик-ответ» – вокалист и гитарист соревнуются на высоких нотах, а потом хлопки и бочка Бонэма возвращают всех на землю. На ранних концертах группа очень часто исполняла эту песню, потом стала играть ее все реже, предпочитая свой авторский материал.

 


Dazed And Confused

Автор: Пейдж 6:27


При первом же прослушивании эта песня вселяла уверенность: группа Led Zeppelin пишет историю рока. Большинство первых слушателей до сих пор помнят, где и при каких обстоятельствах они впервые услышали эти нежные звуки обреченности.

 

Аранжировку придумал Пейдж, в «базовом варианте» ее впервые сыграли Yordbirds. Вообще песня «выросла» из акустической I'm Confused нью-йоркского фолк-сингера 60-х Джейка Холмса. Принято считать, что в один из визитов в Нью-Йорк Пейдж побывал на концерте Холмса.

 

Версия Led Zeppelin обрела новый текст, зажила собственной жизнью и стала постоянным номером в сет-листе. Ее часто разгоняли до 40 минут, в течение которых Пейдж играл на гитаре скрипичным смычком. Позже он объяснит, что идею играть смычком подбросил коллега-музыкант во время одной из студийных сессий группы. «Я просто хотел добиться другого звучания гитары», – объясняет гитарист.

 

На самом деле идею эту подал отец актера Дэвида Маккаллума, сам сессионный скрипач. Пейдж решил, что так играть будет трудно – у гитары гриф плоский, в отличие от «арочного» грифа скрипки. Но в руках Пейджа смычок оказался штукой просто волшебной. Гитарист пользовался этой техникой в Yardbirds, Led Zeppelin и своей группе The Firm, созданной в 1985 году.

Dazed and Confused – это тур-де-форс, мастерство в чистом виде: странная тишина и паузы, плюс похоронный шагающий бас и ноты, от которых по спине бегут мурашки. Незабываемая атмосфера!

Плант ожесточенно повествует о своей беде, вся группа втянута в четырехголосный диалог. Бонэм в нетерпении ускоряет темп, а гитара Пейджа выдает набор тщательно перепутанных нот. Затем происходит возвращение к медленному темпу – это и страшно, и странно-очаровательно. Песня закрывает первую сторону виниловой пластинки, в которой блистательных идей – на целую дискографию группы поскромнее.

 


Your Time is Gonna Come

Авторы: Джонс/Пейдж 4:41


Песню написали Пейдж и Джон Пол Джонс, у которого появилась возможность продемонстрировать владение церковным органом. Пейдж играл на фендеровской стил-гитаре. Песню сыграли на ранних концертах в Скандинавии, но потом перестали исполнять вообще.

 

Вначале Джонс играет педалями протяжную линию, «заполнение». Потом Плант начинает отчитывать некую не слишком невежливую девушку: «Ты ничего не умеешь, только врать, обманывать, делать больно». Но хотя она сводит его с ума, ей воздастся: настанет время, и он уйдет. Стил-гитара Пейджа немного не строит, но это только добавляет печали к атмосфере песни, пока уверенные барабаны Бонэма не выводят ее к последнему припеву. На концертах фрагмент этой песни иногда включали в попурри Whole Lotto Love.

 


Black Mountain Side

Авторы: Пейдж 2:06


Трек длится чуть дольше двух минут, но показывает Пейджа как наделенного вкусом гитариста и продюсера. Казалось довольно смелым поставить инструментальную композицию в середину альбома (который должен был представить новую группу), да при этом еще и не дать сыграть никому из ключевых музыкантов коллектива, в том числе прославленному уже певцу. С другой стороны, а почему бы и нет? Получилась своего рода интерлюдия, которую Пейдж сыграл на акустической гитаре пальцами. После нее возвращение ко всем «четырем цилиндрам» в следующей песне еще более эффектно. Трек на самом деле начинается задолго до коды Your Time Is Gonna Come, и, опять-таки, это один из тех звукорежиссерских приемчиков, которые удивляли и интриговали первых слушателей.

 

Пейдж играет на акустическом «Гибсоне» остинатную (повторяющуюся) фразу, на которую накладывается табла Вирама Ясани, уважаемого индийского музыканта, который до сих пор работает в Британии и звучит в эфире.

 

Песню вдохновил трек White Summer группы Yardbirds, который они записали с Пейджем. Другие считают, что источник – Black Water Side Берта Дженша. Пейдж часто играл Black Mountain Side в цеппелиновских турах в качестве сольного номера. Он усаживался на стул и всячески утихомиривал толпу, чтоб они послушали спокойно. Также иногда играл эту песню с The Firm и следующей своей группой.

 

Для записи он перестроил гитару в то, что называл «настройка КИА», имея в виду, что в ней соединились кельтские, индийские и арабские влияния. На самом деле эта настройка называется DADGAD. В этом строе также записан Kashmir с Physical Graffity, а элементы песни можно услышать в композиции Midnight Moonlight группы The Firm.

 


Communication Breakdown

Авторы: Бонэм/ Джонс/Пейдж 2:26


«Связь прервалась, детка!» Плант, кричащий, трясущий гривой золотых волос, дрыгающий ногами энергичнее, чем сто элвисов пресли, – неизменный образ 70-х. «Вот веселье-то!» – говаривал Плант.

 

Рифф громоподобной Communication Breakdown, которая идет сразу после Black Mountain Side, быстро стал одним из самых любимых на цеппелиновских концертах, несмотря на то что стехнической точки зрения это наименее интересный трек на всем альбоме. Впервые песню можно было услышать на ранних скандинавских концертах в конце 1968 года. В США песня вышла синглом с Good Times, Bad Times на первой стороне. Она стала просто гимном, круче нее только Whole Lotta Love с альбома Led Zeppelin II.

 

Безумно быстрый рок-н-ролл, построенный вокруг «молоткового» гитарного риффа, который Пейдж играет в духе Эдди Кокрена. Рифф было нелегко играть, однако песня не покидала сет-листа группы много лет. Ею открывали концерты, играли на бис. Иногда, правда, вместо нее исполняли какой-нибудь новый материал.

 

Эта вещь служила, чтобы поднять настроение, освободить публику от послушания. Лирика Планта – обобщенные подростковые страхи, косноязычие и фрустрация. «Соси!» – кричит он перед яростным гитарным соло.

 


I Cant Quit You Baby

Авторы: Бонэм/Джонс/Пейдж 4:42


Потрясающе исполненное произведение Вилли Диксона – одно из самых блестящих мест и альбома, и многих цеппелиновских концертов. Простой блюз, но на его фоне смешно выглядят и британцы, и даже молодые американцы, пытающиеся интерпретировать этот оригинальный «черный» жанр.

 

Но тут группа, конечно, не просто «лабает» 12 тактов, а с любовью разрабатывает тему, соблюдая все нюансы. Пейдж блистает, отвечая ремаркам Планта непредсказуемым бормотанием гитары с вкраплениями всхлипов «Леса Пола» и потом – красивыми фразами.

 

Очень смелый и эффективный контраст совершенства и несовершенства.

 

Это такое качество живой музыки, которое не способна сымитировать никакая машина, и это именно то, что придает цеппелиновской записи уникальность. Бочка Джона Бонэма бьет, как бурильный молоток, но на металлическом малом барабане он демонстрирует сдержанность и хороший вкус.

 


How Many More Times

Авторы: Бонэм/Джонс/Пейдж 8:28


«Как много раз!» – орали фанаты на фестивале в городе Бат, когда группа играла там в 1969 году. Тем, кто не в курсе, казалось, что публика возмущается. На самом деле они уже «врубились» в Led Zeppelin и отчаянно хотели услышать заключительный взрыв альбома.

 

Песня начинается очередным неотразимым шагающим басом, который сметает все на своем пути, как двигатель огромного сверхзвукового самолета на крейсерской скорости. Помимо риффов, песня – смесь безумных выходок, в которой фрагменты идей из отбракованных записей Yardbirds и Band of Joy соединились в одну убойную аранжировку.

 

Ритм болеро двигается к безумной кульминации, за которой следуют альты Бонэма, отвечающие жутким завываниям гитары. Ранее Пейдж спродюсировал Beck's Bolero Джеффа Бека, но эта идея – только часть гораздо более широкого спектра. Самые чудесные вокальные моменты Планта начинаются, когда он поет «Oh Rosie, steal away now» под аккомпанемент новоорлеанского ритма на малом барабане и вставляет всякие шутки для тех, кто в теме (включая цитату из The Hunter). Звукоинженер крутит ручки так, чтобы слепить шумный финал для этой восьмиминутной студийной причуды."

 

Самостоятельно почитать можно, забрав здесь.

Category: Music books | Added by: RuM (31.01.2021)
Views: 74 | Tags: Book, Hard rock | Rating: 0.0/0
Total comments: 0
avatar